Каталог
|
Восточно-азиатский стиль в западном интерьере
Восточный дизайн в западном интерьере
С тех пор, как начались мировые торговые отношения между Востоком и Западом, для европейцев и американцев восточный мир стал источником прекрасных и экзотических предметов, материалов, тканей и оттенков, которые значительно обогатили словарь западного дизайнера. В наши дни доступ в Азию открыт и свободен, и весь огромный выбор предметов и стилей в дизайне, многие века украшавших традиционные дома жителей Японии, Тайланда и Бирмы, теперь может быть очень эффектно применен в западных интерьерах. Утонченность Востока наиболее ярко выражена в его отточенном и ясном декоративном стиле. Современные дизайнеры используют в своих проектах весь калейдоскоп ориентального стиля: и минималистское совершенство японских интерьеров, и традиционную скульптуру Бирмы, и рафинированное искусство мастеров Тайланда. Самые передовые создатели западных интерьеров черпают вдохновение в дальневосточном дизайне и предметах Востока. Они часто используют в своих проектах отдельные предметы дальневосточного интерьера – антиквариат, декоративные ширмы, лакированные изделия, плетение и мебель – грандиозное разнообразие которых позволяет с легкостью находить простые и гармоничные решения для западных домов и садов. Европейские и американские архитекторы, художники и дизайнеры неустанно обращаются к Дальнему Востоку как к сокровищнице идей в области стиля и архитектуры.
Ориентальный стиль
Ориентальный стиль, как традиционный, так и современный, в разных своих формах распространен не только в Токио и на виллах Тайланда, но и в интерьерах жителей Нью-Йорка, Лондона и Парижа. Пожалуй, следует подчеркнуть, что не существует такого однозначного, строгого понятия, как «ориентальный стиль». Скорее так называют определенную тенденцию в дизайне использовать в своем творчестве восточные предметы, приемы и концепции. Поэтому в ориентальном стиле бесчисленны возможности и направления: от следования классической аутентичной традиции интерьера до пышного эклектического сочетания искусств и артефактов разного происхождения, одновременно демонстрирующего различные стили, как это часто делают на Западе. В ориентальном дизайне можно заметить три подхода. Первый непосредственно воссоздает традиционный восточный дом или сад. Второй - это современный вариант тенденции очень многих декораторов XIX века, которые, вдохновленные искусством Дальнего Востока или по желанию своих клиентов, использовали восточные формы, мотивы и сочетания цветов, чтобы создать атмосферу экзотики в западной обстановке. Очень часто они основывали свои проекты на таких источниках, как фотографии и иллюстрации. Результаты иногда получались довольно причудливые, но никто не мог отрицать сильного впечатления от экзотических мотивов и обстановки в целом. Тому есть множество примеров, встречающихся повсеместно в интерьерах и в европейской и американской городской архитектуре 20-30-х годов двадцатого столетия вплоть до фасадов особняков в «китайском» стиле и азиатских ресторанов. К третьему разряду, не столь явно «ориентальному» по характеру, можно отнести результаты поиска решения проблемы перенаселения городов модернистскими архитекторами и дизайнерами. Создавая простую, удобную и свободную домашнюю обстановку многие архитекторы (особенно Франк Ллойд Райт) переняли приемы из дальневосточного интерьерного дизайна: модули, невысокую и складную мебель, встроенные шкафы, настенные занавеси и ширмы - чтобы создать обстановку, которая, будучи эстетичной, в то же время была бы функциональной и легко изменялась. Подобные тенденции мы можем наблюдать в нашей обыденной жизни повсюду. В наше время Дальний Восток стал намного ближе и доступнее жителю Запада, и мы все чаще можем восхищаться его культурным своеобразием, его художественными образами, его трепетными оттенками цвета, его искусствами, ремеслами и артефактами, подчеркивающими уникальную притягательность восточного стиля.
Дальневосточный модерн в интерьерном дизайне
Современный Дальний Восток, особенно Япония, развивается бурно и безудержно и подчас удивляет смешением старого и нового. Оформление интерьеров в дальневосточном стиле очаровывает смесью мотивов и образов: изощренность хай-тека соседствует рядом с туземной скульптурой и предметами искусства. Сохранить равновесие между восточным и западным – филигранное искусство, и оно вознаграждается сполна. До 1912 года в мебельном дизайне Страны восходящего солнца господствовали тансу – шкафы и комоды ручной работы, изготовленные из лучших местных пород дерева, лакированные и украшенные элементами ковки. Бурное развитие цивилизации в XX веке отразилось и на мебельном дизайне. Современный японский модерн в дизайне – это поразительное гармоничное сочетание общемирового модерна и традиционного изящества дальневосточного стиля. Различие между восточным и западным стилем в оформлении домашних интерьеров выражается в разных подходах при создании в доме жилых зон. В западном варианте выделяются зоны специального назначения, тогда как в восточном в большинстве случаев это нейтральные, многоцелевые зоны. Западные люди выросли с убеждением, что каждая комната должна иметь свою строго установленную функцию. Когда одна из комнат используется, другие становятся «мертвыми зонами». Архитекторы и дизайнеры отражают это при создании интерьеров городских домов, разделяя между собой стенами небольшие участки определенного назначения. На Востоке обычно каждая комната, за исключением кухни и ванной, предполагается как «жилая комната» - и столовая, и спальня, и гостиная одновременно. Особенность дизайна большей части дальневосточной мебели в том, что она предназначена к подобным адаптациям. Современная японская и тайская мебель для городских домов легкая и подразумевает возможность перестановок, в то время как скользящие двери, разделяющие комнаты, неоценимы для разделения и объединения по мере необходимости жилых зон в городских квартирах. Хотя такие общие соображения в дизайне являются важной особенностью влияния Дальнего Востока на Запад, но наиболее впечатляющим эффектом проникновения ориентального стиля в интерьерный дизайн, несомненно, остаются решения, применяющие богатый восточный колорит и замысловатую тонкость множества восточных артефактов, памятников древней культуры. Небольшие размеры и изящные декоративные свойства японских ширм, резьбы, бирманских лакированных изделий и тканей делают их особенно подходящими для выставления в ограниченных пространствах. Доминирующие цвета красной киновари, черного и золотого создают эффект экзотической пышности и роскоши в любом интерьере. Поскольку в традиционном дальневосточном интерьере присутствует определенная нехватка крупных предметов, большинство их на западном рынке составляют предметы из дворцовой или храмовой обстановки, и реже из домашних интерьеров. Дизайн, материалы и способы декорирования даже в современной мебели и предметах интерьера всегда отражают традиционные принципы и обычаи: высокий стандарт мастерства и подлинное восхищение перед естественными материалами. Многообразие столь привлекательной восточной мебели и деталей интерьера поистине необъятно: лакированные изделия, шелка, мебель из ценных пород дерева, такая как кровати, комоды и столы разного назначения. Лакировка, особенно ценимая на Западе, была открыта в Китае, и оттуда ее секреты были перенесены в Японию и Корею. Она придает особую нежность, глубину и законченность используемому материалу, обычно мягкой древесине в случае мебели, но иногда и тканям, бронзе, фарфору и плетеным изделиям. Определенные характерные типы мебели стали весьма популярны в не-ориентальных интерьерах. Традиционные предметы для хранения вещей – шкафы, шкатулки, буфеты, сундуки и комоды – обогатили своими изяществом и практичностью многие западные интерьеры. Дремлющий и созерцающий восточный стиль предлагает нам множество возможностей: от совершенной практичности и минимализма до тонкости, яркости и роскоши. Антикварные японские кимоно, исполненные из превосходных тканей, восточная скульптура и резные панно украшают современные интерьеры. Уникальное сочетание традиционного мастерства, материалов и деталей придает комнатам впечатляющую выразительность. Выставлять различные небольшие артефакты сгруппированными вместе - хорошо известный в ориентальном интерьере прием. Вышивка, настенные свитки и прекраснейшая каллиграфия оживляют и существенно упорядочивают декор стен. Предметы дальневосточного стиля в интерьере подчеркивают его ясную концепцию и яркую сущность.
![]()
Поделиться:
|