Каталог

Чудесный мир изящных грез. Японские гравюры

Японская гравюра: волшебные цвета «текущего мира»

японские гравюры, Утагава Кунисада, куртизанки на прогулке


 Японские гравюры Укиё-э – удивительное направление в японском искусстве, которое зародилось в XVII веке и расцвело за два последующих столетия. В настоящее время жанр ксилографии Укиё-э активно не развивается, это направление успело полностью сформироваться, достичь совершенства – и в значительной мере «отцвести». Сейчас уже «осень» Укиё-э, что придает этому виду искусства особую, неповторимую ценность. Самые великолепные гравюры в стиле Укиё-э были созданы в XVII-XVIII вв., великими японскими мастерами Моронобу, Хокусаем, Хиросигэ и другими. 
В чем же особенности, и какова история этого необычного вида искусства? Само слово «ukijo-e» означает «картины плывущего мира», и обрисовывает – как это обычно бывает с японскими терминами в сфере искусства! – широкий ряд идей. В кругу смыслов этого слова – и традиционное буддистское понимание зыбкости, имперманентности нашего преходящего мира, его иллюзорной природы, поэтому «Укиё-э» иногда переводят как «мир скорби». С другой стороны, термин отражает радостную сторону мира: это именно тот рождающийся каждую секунду мир, который живет в настоящем, где вспыхивают (и гаснут) фейерверки наслаждения, где расцветает сакура, падает первый снег, опадают кленовые листья, и восходит полная луна. Мир, где поют песни, смотрят театральные представления, мир актеров и гейш, мир удовольствия и наслаждения, понятный и близкий любому живому человеку. В эпоху Эдо, когда зародилось направление Укиё-э, словосочетание «плывущий мир» - означало как раз тот мир, в котором жила элита общества, думающие и чувствующие люди эпохи, знатоки искусства и ценители красоты. В этом контексте «Укие-э» означает отказ от обезличивания, от механистичности, от погони за количественным – и бесконечное «здесь и сейчас», поиск красоты (и качества!), своего рода медитация на вечную (парадокс!) красоту реальности – то есть, фактически, счастье, как оно доступно людям. 
Так что гравюры Укие-э – понятные без слов философские произведения на бумаге, это красочный, великолепный пример воплощения грез и чаяний живого, тонко чувствующего красоту, человека – на тонкой рисовой бумаге. Пожалуй, мало какое направление традиционного искусства так глубоко отражает загадочную – и прекрасную человеческую душу! 

Искусство Укиё-э берет начало в творчестве известного в эпоху Эдо художника Хисикава Моноробу. В 1670-е годы он экспериментировал с одноцветными (черно-белыми) оттисками, и получил первые художественные образцы гравюр высокого качества. Вначале гравюры Укиё-э были черно-белыми, хотя уже вскоре их начали немного раскрашивать другими красками, вначале от руки, кистью. Прошло почти столетие, прежде чем техника производства многоцветных гравюр (они стали называться уже по-другому: «Нисикё-э») достигла совершенства. Эта заслуга принадлежит выдающемуся маэстро японской живописи Судзуки Харунобу. История Укие-э насчитывает два основных периода: с 1620-х (первые образцы монохромных работ) до 1867 г. (когда вовсю шло создание технически совершенных, высокохудожественных гравюр) – и второй, с начала периода Мэйдзи (1867 г.) до примерно 1912 года, когда наметилось и окончательно оформилось драматическое снижение интереса к Укиё-э в Японии. Падение интереса к Укиё-э «внутри» самой Японии совпало по времени с моментом, когда это искусство заслуженно завоевало невиданную популярность на Западе! В дальнейшем произошло взаимопроникновение западного и японского искусства, о чем мы подробного расскажем чуть ниже. Истоки, начало Укиё-э – в периоде урбанизации Японии, который наметился в начале XVI века. У широких масс людей появилось свободное время, и немного денег – но не так много того и другого, как у знати, что определило интерес к определенному культурному продукту. Сформировался своеобразный «средний класс» – мелкие торговцы и ремесленники, которые начали писать рассказы и повести, иллюстрируя их подходящими по смыслу и просто красивыми картинками. Другие горожане с удовольствием покупали (не задорого) такие развлекательные произведения. Эти «рассказы с картинками» – можно сказать, своего рода прообраз современных блогов! – назывались «Эхон («книга с картинками»). Первое время гравюры Укиё-э повсеместно использовались в основном для иллюстрации таких рассказов – о городской жизни и развлечениях, но вскоре обрели самостоятельно значение, как «Какемоно-э» – открытки. Зачастую в виде Укиё-э оформляли свои афиши, постеры очень популярные в городской среде театры Кабуки. А в 1860-х вошли в моду многоцветные Укиё-э, вознеся это искусство на вершину славы и популярности. 
Однако стоит отметить: в те времена японцы не придавали данному виду искусства большого значения и ценности: отпечатанные гравюры считались продавались сравнительно дешево. Только через столетие эти произведения стали цениться как высокое искусство и продаваться уже за весьма значительные - а порой и фантастические - деньги. В конце XVII- середине XVIII века техника производства Укиё-э достигла совершенства. Повсеместно производились многоцветные гравюры, которые чаще называли «Нисикё-э» - «парчовые картины». Те гравюры Укиё-э, которые знамениты сейчас (мастеров Утамаро, Хокусай, Хиросигэ, Сяраку и др.) в основном относятся именно к этому, «золотому» периоду Укиё-э. Темы работ в этот период были самыми разнообразными, всегда с акцентом на красоту и «яркую» сторону мира. Укиё-э изображали чаще всего природу и пейзажи (стиль «фукей-га»), натюрморты и зарисовки в тематике «цветы и птицы» («катё-га»), красавиц и в том числе куртизанок и гейш («бидзин-га»), актеров театра кабуки и театральные сцены («якуся-э»), самураев («муся-э») или борцов сумо, иногда – сюжеты литературных произведений или исторические события (например, известные сражения), были и картины эротического содержания («сюн-га»), которые были официально запрещены, но неизменно пользовались спросом. Запрещено было изображать высокопоставленных особ и придворных. 
Нередко в гравюрах Укиё-э чувствуется добрый юмор, ирония, а бывали и сатирические Укиё-э, своего рода карикатуры. «Золотой век» гравюр Укиё-э продолжался до начала XIX в. Наиболее прославлены были мастера Кацусика Хокусай (с его неизменно узнаваемыми «36 видами горы Фудзи»), а также Утагава Тоёхару. Последний основал школу «Уки-э» - «перспективные картины» - которая использовала уже некоторые художественные приемы европейской школы живописи (правда, со строгим сохранением традиционных японских тем). Кроме того, выдающимися мастерами этого периода стоит признать: Тории Киёнага, Китагава Утамаро, Тёбунсай Эйси, Кубо Сюнман; были и многие другие. 
В 1842 году последовали так называемые «реформы Тэмпо», в ходе которых на короткое время изображение актеров, куртизанок и гейш на гравюрах Укиё-э было запрещено законом. Это решение (принятое, очевидно, в целях сохранения «морального облика» нации) нанесло заметный удар по популярности Укиё-э. Другим, еще более тяжелым ударом по этому искусству стало проникновение в эпоху ресторации Мэйдзи – 1868 и последующие годы – тогдашнего европейского искусства в Японию. Простые японцы, познакомившись с такими достижениями европейской научной и эстетической мысли, как импрессионизм и фотография – в значительной степени потеряли интерес к «пророкам в своем отечестве» - мастерам Укиё-э. В итоге гравюры Укиё-э настолько вышли из моды, что по свидетельствам историков в определенный период потеряли всякую ценность, и в них буквально заворачивали продукты… 
Определенная «реабилитация» этого искусства последовала, когда японцы увидели, с каким рвением скупают Укие-э западные ценители искусства, среди которых были такие мэтры, как Винсент Ван Гог, Клод Моне, Эдгар Дега, Анри де Тулуз-Лотрек и другие известные импрессионисты. Проникновение Укиё-э в Европу, в элитарные круги людей искусства: художников, поэтов и ценителей прекрасного, определило целое направление в живописи – «Японизм», а также оказалось большое влияния на кубизм, постимпрессионизм, и поэтов-имажинистов. Фактически, искусство Укиё-э «закончилось» в эпоху Мэйдзи. Но в XX веке прошла новая волна, Возрождение Укиё-э. 
Появился ряд новых тенденций, ожививший этот вид культуры. Так, зародилось (ок. 1918 г.) движение «Син-ханга» – «новые оттиски», в ходе которого стали создаваться работы в новом, более современном, художественном стиле. Японские художники, работавшие в этом ключе, восприняли такие достижения европейской живописи, как перспектива и объем, световое рассеяние («воздух»), но при этом сохранили традиционную тематику (все те же «цветы и птицы», виды Эдо и Фудзи, и т.п.). В стиле «новых оттисков», например, создавали выдающиеся работы мастера Ито Синсуй и Кавасэ Хасуй; оба провозглашены «национальным сокровищем» – высшая в Японии награда в области искусства. 

Другой современный стиль японской гравюры – «Сосаку-ханга», авторские гравюры (дословно «творческие отпечатки»). Работы в этом стиле создаются одним (!) мастером, т.е. самим художником самостоятельно. Это подразумевает зачастую поистине гигантский объем работы, который должен сделать один человек! Работы в этом стиле технически не столь совершенны, как традиционные, зато в них заложено больше авторского «характера», они бывают ультрасовременными и даже футуристичными: например, это может быть работа на традиционную тему, но в стиле кубизма и т.п. Чтобы оценить, сколько труда надо вложить одному мастеру для производства современной работы «Сосаку-ханга», и как дело обстояло в старые времена, стоит рассказать о том, как традиционно производились гравюры Укиё-э (эти методы высоко ценятся и сохранились до сих пор): 
Вначале Маэстро, художник, создавал оригинальное произведение – рисунок тушью. 
Затем его подмастерье, «хикко», делал на очень тонкой рисовой бумаге контурный рисунок на основе оригинала мастера. Такой «векторный» экскиз назывался «хансита». 
Потом граверы наклеивали «хансита» на деревянную доску из ценных пород дерева (вишни, груши или самшита) и резчик вырезал всю белую бумагу, оставляя лишь само изображение. Получался рельефный, объемный барельеф на дереве. При этом оригинальный рисунок, естественно, утрачивался.
После этого производился контрольный оттиск – «черновой вариант» – «кёго-зури», и Мастер проверял его. 
После этого производилось такое количество «промежуточных», частичных оттисков, которое соответствовало числу цветов в задуманной гравюре. Каждый из них наклеивался на отдельную печатную форму и вырезался барельеф. В зависимости от количества цветов в финальной картине мастерам-резчикам надо было подготовить от 1 до 30 (!) печатных форм. С помощью каждой такой доски потом производилась печать краской растительного или минерального происхождения, на одном листе влажной рисовой бумаги. Для получения цветного изображения нужной плотности, некоторые печатные формы могли прикладываться к «беловому» листу не один, а несколько раз. Такая работа обычно производилась целым коллективом высокоспециализированных мастеров, каждый из которых десятилетиями добивался совершенства в выполнении своей узко заданной процедуры! Мастерство передавалось обычно в пределах семьи: от отца к сыну и так далее. Весь процесс, естественно, производится вручную, поэтому фактически не может быть одинаковых отпечатков даже в рамках одной серии оттисков Укуё-э. Не удивительно, что в наши дни в среде знатоков и коллекционеров Укиё-э больше ценятся традиционные, зачастую антикварные произведения в этом стиле. Однако известно, что некоторые современные работы могут достигать не меньшего технического совершенства и эстетической ценности. В любом случае, и оттиск XVII века, и современная гравюра в стиле «Сосаку-ханга» – это достойная восхищения, уникальная ручная работа, созданная гением художника, запечатлевшего для нас свое вдохновленное видение этого прекрасного «текущего мира». 
Японская гравюра Укиё-э –совершенный предмет, который вдохнет жизнь и красоту в любой интерьер, и подарит нескончаемое удовольствие ценителю.

японские гравюры, два листа, Хасимото Тиканобу,

Хасимото Тиканобу. Два листа триптиха. 1880-е

Возврат к списку