Каталог
|
Кимоно и пояс оби как культовая одежда и предмет интерьера![]() Кимоно, по-японски, дословно означает «вещь для ношения». Хотя в нашу прагматичную эпоху даже японцы, которые гордятся национальными традициями, одевают кимоно только по особо торжественным и официальным случаям, раньше без кимоно было не выйти на улицу, и под словом «кимоно» понималась вообще любая одежда. С древности кимоно было не только одеждой, но и признаком статуса, по покрою, ткани и поясу кимоно было легко определить и социальный, и (для женщин) маритальный статус – замужем или нет – и даже региональную принадлежность того, кто его носит. Сейчас эти различия в большой степени стерлись, и стиль кимоно стал в основном способом самовыражения: криком души, а не вынужденной данью довольно строгим требованиям японского социума. Слово «кимоно» объединяет довольно широкий набор разных видов одежды. Среди них (в нашу эпоху): Юката (первоначально одежда эпохи Эдо, а сейчас удобная и неформальная разновидность традиционного платья), Фурисоде (дословно «широкие рукава», одежда молодых незамужних женщин), Томесоде (платье для замужних дам), Хомоноги (официальное кимоно для приемов и в целом наиболее универсальный тип уличного «выходного» платья для женщин), и Учикаке (подвенечное кимоно), Комон (платье с повторяющимся рисунком-орнаментом, в котором обычно ходят и ездят по городу – своего рода «казуальное» кимоно, которое одновременно в сочетании с Оби становится вечерним платьем) а также Иромудзи (кимоно для чайных церемоний). Существуют также Мофуку-кимоно (траурное, строгое черное), Сусохики (длинное кимоно для гейш и маико – будущих гейш) и другие специальные виды этого платья. Пару слов о подвенечном кимоно. Это роскошное кимоно весит около четырех килограммов, поскольку имеет ватный подкладочный материал и снизу валик. Верхним материалом обычно служит чистый шелк или парча с умопомрачительными по красоте рисунками из вышивки или аппликаций. Его надевает невеста в торжественный день бракосочетания поверх белого свадебного кимоно. То есть учикаке служит своего рода шикарным свадебным пальто. Наша галерея предлагает несколько таких винтажных свадебных кимоно, посмотреть фотографии и полюбоваться на которые можно в разделе нашего сайта: "Японские свадебные кимоно". Хотим заметить, что желание купить кимоно всё чаще возникает у дизайнеров по созданию японского интерьера, поскольку это прекрасный декоративный элемент, который, подобно редкой живописной картине на стене, создает сильный акцент в комнате и им можно любоваться бесконечно точно также, как сидя в уютном кресле у камина. Свадебные японские кимоно, в этом случае, - великолепная находка! Существуют, конечно, и мужские кимоно. У них в целом более короткие и «мелкие» рукава, что подразумевает большую практичность, и также более простой, строгий рисунок. Сам покрой мужского кимоно также значительно проще (и его значительно быстрее одевать!). Однако все же главное и основное отличие мужского кимоно от женского – это не покрой, а ткань. Она для мужских кимоно берется не блестящая, а матовая, и темных, холодных цветов: черного, темно-синего, темно-зеленого и коричневого, за редким исключением. Зачастую на мужское кимоно нанесен неяркий повторяющийся орнамент. Мужское кимоно, не имеющее статуса формального платья, может быть немного более яркой расцветки: светло-фиолетового, зеленого или синего цвета. Другой важный атрибут мужского кимоно – родовые символы-гербы «камон»: на вечернем, формальном кимоно у мужчин их должно быть пять, а на каждодневном- три. На торжественные мероприятия мужчины обыкновенно одевают строгое черное кимоно с пятью камонами (на плечах, груди, и на спине), это «беспроигрышный вариант» - одев такое кимоно, не потеряешь лица! В наши дни кимоно носят, в основном, женщины, и даже больше пожилые. Но иной раз и молодые японки не отказывают себе в удовольствии покрасоваться в этой традиционной одежде. Однако удовольствие это, в общем-то, недешевое: стильное кимоно ручной работы (т.е. «настоящее» кимоно) может оцениваться в 10,000 $ и даже больше! Хотя можно приобрести недорогое простенькое фабричное кимоно за гораздо меньшие деньги, а по совсем «народной» цене можно приобрести уже ношеное кимоно. Однако, конечно же, фабричное кимоно – это уже как бы не совсем и кимоно, так же как мед из патоки – не натуральный мед. В то же время, настоящее дорогое японское традиционное кимоно делается «от и до» вручную, включая трудоемкие процессы ткачества и раскраски. Такое кимоно – и на вид словно «живое», и ткань у него удивительная на ощупь, и это даже уже не просто одежда, а своего рода произведение искусства, своеобразный артефакт – роскошь, а не одежда. Одна из главных прелестей кимоно – это, конечно, рисунок. Он наносится тысячей разных (почти всегда – ручных, hand made) способов. Например, способ нанесения рисунка Шибори Зоме подразумевает, что мастер связывает ткань в пучки, красит поверх них, и потом дорисовывает образовавшийся «негативный» рисунок – такой метод напоминает памятный многим принцип изготовления «вареных» джинсов! Другой великолепный способ украшения кимоно, Юзен, подразумевает нанесение рисунка от руки непосредственно на кимоно. Применяется и очень датализированная, мастерская вышивка цветными нитями (стиль Нишидзин), которая очень высоко ценится среди знатоков кимоно и богатых модниц. Любопытно, что кимоно делается из неразрезанного куска ткани, который называется Тан, и имеет примерно 35 см. в ширину и 11 метров в длину! Ножницы в процессе изготовления традиционного кимоно не используются, так что процесс идеологически напоминает оригами – складывание фигурок из бумаги. Такой «безнасильственный» метод хотя на первый взгляд и сложен, имеет серьезные преимущества: такое кимоно можно без проблем подгонять по размеру, передавать другому человеку (например ребенку или человеку других пропорций). Чтобы хорошенько постирать кимоно, скрепляющие его швы приходится распороть – а потом, конечно, чистое кимоно сшивается обратно. Восточный подход, мало понятный прагматичным и вечно спешащим европейцам. В наши дни покрой кимоно часто упрощают, т.к. стирка или химчистка традиционных «бескройных» кимоно – очень дорогое удовольствие. Самые лучшие кимоно как делались, так и делаются из шелка, но традиционное кимоно может быть также из шелковой парчи или атласа. А в наши дни уже не вызывают особых нареканий кимоно «нового поколения» из района, сатина, полиэстера и других синтетических тканей. Что касается рисунка кимоно – тут, конечно, большой простор для фантазии как художников , так и дам с тонким вкусом; кимоно может быть украшено и цветами, и орнаментами, и изображением животных, птиц, японских вееров, и даже представлять пейзаж (например, гору Фудзи)! Мастерски сделанным кимоно вполне можно любоваться, как картиной – да, фактически, оно и представляет собой картину на шелке! Однако японцы во всем любят очередность, стратификацию и порядок, так что и кимоно по рисунку традиционно делятся по сезонам (сезонность – одна из главных страстей японцев в том, что касается стиля и быта): например, кимоно, изображающие цветущую сакуру, принято носить весной, а кимоно, украшенные кленовыми листами– естественно, осенью. Зимой носят кимоно с орнаментами из бамбуковых листьев, сосновых веток или цветов сливы. Летом (которое в Японии довольно жаркое) приняты орнаменты «охлаждающей» и «водяной» направленности: вода, рыбы. Для целей украшения – как будто «одно» кимоно не достаточно роскошно! – японки и японцы с давних пор носили многослойные кимоно из красиво сочетающихся по цвету слоев одежды. В эпоху Эдо таких слоев могло быть более десяти! Но, конечно, в наши дни эта традиция за ее чрезвычайно обременительностью и непрактичностью почти позабыта. Иногда одевают «двухслойное» кимоно, но чаще в наши дни «слоеные» кимоно используют только невесты или гейши, за редким исключением: ведь считается, что такое кимоно имеет легкий эротический подтекст! Обычно в наши дни все роскошные «многослойные» кимоно – иллюзия (как накладной воротничок), они имеют несколько слоев только на воротнике, в то время как в древние времена «слои» были настоящими, и означали, что на человеке надето именно столько слоев платья, сколько их видно на воротнике. Можно себе представить, сколько времени занимало облачение в такое платье, и какова была его способность к «вентиляции»! Впрочем если вспомнить европейские средневековые платья, тоже довольно обременительные, это не покажется таким уж выдающимся и шокирующим. Большую часть роскошного вида кимоно добавляет особый пояс или кушак – Оби. Это длинный (до 6 метров!) и широкий (30 см, однако он складывается пополам до ширины 15 см) пояс. В древние времена он был довольно непритязательным (у женщин и мужчин – одинаковый), но в наши дни красивый оби – это, по большей части, роскошный женский аксессуар. Существует не менее десяти традиционных способов завязывать узел на женском оби, так что европейские галстучные узлы просто не идут с этим ни в какое сравнение! Любопытно, что в средние века все Оби завязывались спереди, но потом (к XX веку окончательно) узел сместился на спину, так что без посторонней помощи его стало не повязать. Вообще, процесс облачения японской дамы в традиционное кимоно – это очень сложный процесс, требующий большой концентрации внимания, безупречного знания всех тонкостей традиции и стиля (иначе можно одеться не-комильфо, что в Японии смерти подобно), и 1-2 помощниц. Оби бывают множества разных видов и стилей, и то как женщина носит оби, может многое рассказать внимательному наблюдателю-знатоку. В подвязывании оби есть свой символизм, как и в искусстве составления букета (икебана). Мастерство подвязывания оби в Японии не менее развито, чем, скажем, искусство подвязывания тюрбана на Ближнем Востоке! Манеру подвязывания оби определяет множество гласных и негласных правил, например определенные стили Оби подходят только под определенные виды кимоно; также оби замужних и незамужних женщин повязываются по-разному. Таким образом, на первый взгляд Оби усложняет жизнь, но есть у него и «обратная сторона»: можно носить разные оби поверх одного и того же кимоно, в соответствии с различной степенью торжественности мероприятия, таким образом можно значительно сэкономить на покупке набора кимоно! Впрочем, хорошие Оби тоже стоят безумно (по нашим европейским меркам) дорого. К женскому Оби прилагается множество аксессуаров (различные заколки и «выпрямители» пояса), в основном призванные закрепить эту великолепную, но очень сложную и «многослойную» конструкцию. Существует великое множество видов оби, самый формальный и торжественный из которых – «Мару оби» («черный пояс» - который, хотя и не имеет прямого отношения к карате, но призван «убивать наповал» - своей роскошью). Самый же неформальный вид оби – Сакиори оби, женский пояс, который сделан из полос.. старой, ношеной одежды! Такой пояс, естественно, под страхом харакири можно носить только дома. Мужские оби гораздо уже (не более 10 см) и проще по рисунку. Повязать мужской оби не составляет труда: он вяжется как обычный пояс-кушак, под животом, и завязывается сзади простым узлом. Единственным аксессуаром для оби, который используют мужчины – является нэцкэ - резной брелок-фигурка, который подвешивается на пояс и имеет как утилитарное, так и зачастую эстетическое, символическое значение. Интересно, что кимоно – очень «веганская», «зеленая» одежда. Мало того, что в ее производстве (если, конечно, брать традиционные ручные методы изготовления) используются только природные материалы, которые не наносят вреда окружающей среде – так ведь кимоно еще и можно использовать вторично! Не говоря уже о популярном рынке сэконд-хэнд кимоно, хозяин поистрепавшегося кимоно может заказать портному сделать из него другую одежду: хаори (своего рода кимоно-куртку), хийоку (нижнее кимоно), или детское кимоно. Также зачастую повидавшее жизнь кимоно идет на «ремонт» другого, лучше сохранившегося, или же из совсем прохудившегося кимоно делают сумки, наволочки, скатерти или заворачивают в такую ткань обед в коробке (бэнто): стильная упаковка и разного рода «узелки» - настоящий «пунктик» японцев, и подчас именно прохудившееся кимоно приносится в жертву этой страсти. Кимоно, которое обветшало в нижней части (ниже пояса) можно одевать как нижнкий слой под другое, более «молодое»… Иногда из частей двух обветшавших кимоно одинакогого фасона составляется одно презентабельное. Редко (в основном это бытовало в старые времена) кимоно даже распускают и потом из этой нити опять ткут «новое» кимоно – апофеоз «вторичного использования»! Такая страсть к возрождению и запуску кимоно на повторный цикл, конечно, не может не вызывать изумления – ведь зачастую экономически это даже не очень выгодно. А уж кроить из двух обветшалых костюмов один «новый» вообще довольно странная – идея – для европейца, но не для японца. В стране Восходящего Солнца такой «сверх-экономный» подход не воспринимается как что-то «бедняцкое» или из ряда вон выходящее, неподобающее, а, наоборот, вполне в порядке вещей. Японцы очень практичны, и просто так даже испорченное пятном или где-то порванное кимоно не выбрасывают. К тому же, как мы уже говорили выше, настоящие кимоно делают из лучших материалов, в него вкладывается невероятное количества труда, и зачастую денег, так что это своего рода культовый предмет, артефакт или «предмет Силы», а не расходный материал – как, например, одна рубашка из полдюжины одинаковых для европейского горожанина. Разделы сайта:
Поделиться:
|