Каталог

История японской керамики

Японская керамика и фарфор

В начале шестидесятых годов прошлого века на Японских островах во время археологических раскопок было сделано сенсационное открытие – была найдена керамика тринадцати тысячелетней давности, которая опровергла дотоле общепринятое представление о том, что родиной посуды из глины является Ближний Восток. С тех пор прошло более полувека и керамика аналогичного возраста найдена и в Корее, и на юге Дальнего Востока в РФ, и в Китае.
1. Керамика древних
Начиная с 1960-го года в пещере под названием Фукуи на острове Кюсю  учёные изучают стоянку первобытных людей, изобилующую фрагментами глиняной посуды.  Возраст её, согласно с радиоуглеродным анализом составляет не менее тринадцати тысячелетий.
Эта древнейшая керамика являет собой блекло-оранжевые и светло-желтые сосуды, использовавшиеся в быту, изготовленные из природной глины, едва очищенной и содержащей песок и другие грубые примеси. Их форма отличалась непритязательностью и  простотой, внешне напоминала цилиндр с плоским дном или конус с острым дном, стенки были прямыми, иногда расширялись ближе к устью. Сосуды с острым дном предположительно подвешивали над огнём либо вкапывали в землю. Стенки сосудов были хрупкими и шероховатыми. Обжигали их при невысоких температурах от 500° до 700°С.  Древние сосуды декорировали орнаментом в виде оттисков раковин моллюсков, ногтей и шнуров, а также выпуклых жгутиков из глины.
2. Керамика неолита
Неолит представлен на Японских островах эпохой Дземон («дзе» - по японски «шнур») – 8-1 тыс. до н.э. Коллекции керамики этого периода украшают все историко-культурные музеи Страны восходящего солнца. По мере развития технологии мастера-гончары изготовляли украшенную «верёвочным» орнаментом в виде оттисков и налепок и обожженную на костре посуду для членов собственных семей, для дальних родственников, других членов общины и близлежащих деревень.
Примечательно, что керамика, декорированная оттисками веревки, стала своеобразной визиткой культуры японского неолита. Однажды возникнув, традиция сохраняла актуальность на протяжении многих тысяч лет.
В поздний Дземон наблюдалось многообразие форм посуды – круглые вазы с длинной тонкой шейкой, чаши, тарелки, сосуды на ножке. Сосуды украшал вычурный декор – выпуклые ленточки, колечки, спирали и жгутики, звери и лица. Предполагают, что сосуды с особо пышным декором использовались в культовых целях, для подношений первобытным божествам. Со временем на смену весьма затейливой скульптурной лепнине приходят изысканные геометрические орнаменты, строгие и изящные. Стенки полируют до зеркального сияния. Для окраски посуды в красный цвет использовали охру – железистый пигмент.
Особое, мистическое значение для древних японцев имели фигурки 12-30 см - «догу». Они похожи на фантастических персонажей и инопланетян своими большими глазами, скафандрами и шлемами.
3. Керамика Японии 1 тыс. до н.э. – 1 тыс. н. э.
В 3-м тыс. до н. э. на смену неолиту приходит культура Яёй. В отличие от гончаров Дзёмон, изготовлявших посуду вручную, без круга, мастера Яёй предпочитали вращающееся устройство и формировали сосуды сложных форм с тонкими лощёными стенками – кубки и вазы с высоким горлышком и ручками, бутылки и плоские тарели, чашки с поддоном. Сосуды узором не украшали, но красили охрой, отмечали штампом или чертили прямые и ломаные линии.
Умерших погребали в больших керамических овальных гробах, состоявших из плотно пригнанных половинок. Покойник располагался внутри с согнутыми конечностями в позе спящего.
В финале III ст. н. э. древняя история Японии вступила в период Кофун, продолжавшийся до середины VI cтолетия и ознаменовавшийся погребальными скульптурами – «ханива». Первые «ханива» представляли собой полые метровые керамические цилиндры с треугольными окошками, их устанавливали на кургане в виде окружности. Предполагают, что они служили подставками для ночных факелов.
К V веку в моду вошли антропоморфные «ханива» – полутораметровые полые дамы и наездники, селяне и музыканты, солдаты и танцоры, служители культа. Мастера придавали фигурам своеобразные выражения лиц и позы, а  детали костюма были тщательно проработаны.
В VI ст. погребенных окружали керамической процессией - лошадками, собаками, кошками, пернатыми и чешуйчатыми. На пике кургана водружали керамический домик, лодку либо повозку, символизирующую перемещение в потустороннее.
Характерной для Японии формой культуры, ведущей свое начало из Кофун, считается керамическая чашка с крышечкой. В захоронениях зажиточных японцев присутствуют серые сосуды «суэ», а покойников попроще снабжали керамикой «хадзи».

4. Керамика VII – ХV cт.
К началу седьмого века Япония начала превращаться в феодальное государство. Гончарные изделия ручной работы – «тэ-дзукури» - гораздо дороже стоили и ценились больше, чем изготовленные при помощи гончарного круга. В VIII-IX cт. в Киото мастера освоили технологию нанесения нарядной зелено-желто-белой и зеленой моноцветной глазури. В Японии керамика с трехцветной глазурью общенародного признания не обрела. Популярностью пользовалась пепловая глазурь, которая образовывалась как результат покрытия сосудов пеплом  сосудов при обжиге. Пепел ложился на стенки неровным зеленым прозрачным слоем.
Эта техника появилась в IX cт., а в моду вошла уже в X-XII веках, в эпоху Хэйан. В XIII ст. она трансформировалась в технологию изготовления «токи» - керамики с бесцветной полевошпатовой глазурью,  обжигаемой при 1200°С. В то же время выкристаллизовались японские стандарты непреднамеренности и простоты и мастера провинции Бидзэн освоили производство оригинальной и высокохудожественной «якисимэ» с естественной пепловой глазурью.
Плебс, как правило, способен был позволить себе исключительно дешевую неглазурованную посуду. Японская элита предпочитала глазурованные изделия. Культ церемонии пития чая способствовал популяризации чашек «ванн» и «тяван».
5. Керамика XVI-XIX cт.
Переселенные в японские владения в принудительном порядке ремесленники завоёванной Кореи, искусные мастера обжига черепицы, создания керамических и фарфоровых сосудов, влили новую струю в технологические наработки и художественные идеи островитян. Начиная с шестнадцатого века гончарство обрело признаки клановости. Селения гончаров вырастали в непосредственной близости к залежам керамической глины. Посуду делали и на круге, и с помощью формочек-шаблонов, и вручную.
В XVI-XVII ст. произошло знаковое событие – славным корейским черепичником Танаком Тодзиро было изобретено техническое оснащение для изготовления посуды «раку». Этой технологией ремесленники Японии пользуются и по сей день. Появление "раку" было связано с необходимостью особой сервировки, подчеркивающей внутренний смысл чайного ритуала. Чашки «раку» получались очень удобными: толстые стенки не жгли рук, глазурованный край чашки был приятным для уст. Эти изделия приобрели столь большую популярность, что получили название в честь Киотского дворца Юраку и клеймо RAKU. Само понятие «раку» подразумевает умиротворение, счастье и наслаждение.

Высокие чаши, вазочки, чайницы и чайнички лепили исключительно вручную, без использования круга. Умышленная асимметрия их контуров, неровная толщина стен несли отпечаток личности гончара и воплощали художественный замысел. Свою роль мастер видел не в том, чтоб навязать глине свою задумку, но в том, чтобы дать ей возможность выразить её собственные качества. Японцы говорят, что мастер учится у глины, ищет именно тот материал, который отвечает взаимностью. «Когда материал отворачивается, я иду мимо, - говорил мастер Морино. - Если мы созвучны друг дружке, я беру его».
В производстве изделий в этом стиле ключевую роль сыграли секреты создания фактуры. Для неповторимых эффектов декора мастера использовали дефекты технологий глазурования и процесса обжига.
Чашки «раку» всегда получались неодинаковыми, в этом заключалась прелесть их неповторимой одухотворенности. Глина, прошедшая через обжиг огнем, была пропитана смолами дымящихся дров и приобретала мерцающую фактуру.
Продуманная небрежность с элементами брака, как-то сетка трещин, потёки глазури, оплавленные пережженные части сосуда, и составляет суть изысканной простоты «раку». Этот стиль как нельзя лучше гармонировал с японским идеалом непреднамеренности и сохранил свою актуальность на протяжении всех последующих столетий.
Красота «беспорядка», неотесанного и неброского, кажущегося обыденным, неумелым, стала основой дзен-эстетики, призывающей познать тайны бытия через маленькие его проявления, например, цветка или чашки с чаем.  Самые искусные гончары пользовались величайшим почётом, а их работы нарекали именами и провозглашали национальными сокровищами.
Состав глазури, используемой мастером Тодзиро, содержал соединения марганца, железа и меди, которые в результате обжига давали характерную для "раку" цветовую гамму - оттенки пунцового и черного. Впоследствии появились и другие варианты цветового решения.

Параллельно с «раку» производство керамики порождало и иные стили. Стиль «орибэ» также выражал японские идеалы и обрёл популярность на столетия. Мастера на о. Хонсю производили покрытую яркой глазурью посуду «бидзэн-яки», которую долго обжигали в жаркой печи. В результате она становилась похожей на металлическую – по прочности, звону при ударе и блеску.
Перед обжигом посуду посыпали сосновой хвоей или перевязывали шнурком из рисовой соломки, в печи растительность выгорала и оставляла отпечатки. Благодаря экспериментам с эффектами нанесения глазури и обжига японская культура обогатилась изделиями изысканного художественного вкуса.

Самая броская особенность японского средневекового гончарства - впечатления отсутствия фальши, естественности, идущей от мастерства раскрытия потенции материала, заставляющего его «говорить», наделять каждый предмет быта только ему присущими чертами.
Даже разбитая плошка не считалась мусором. В соответствии с японской эстетикой, находящей красоту в обыгрывании всевозможных дефектов, битую кружку с величайшим трепетом скрепляли золотым лаком; и благодаря этому она обогащалась более изощренной историей, а следовательно, умножалась ее ценность.
Японским керамистам удавалось использовать в художественных целях создания неповторимых и сугубо индивидуальных изделий пережигание и задымление. Декор был продиктован стремлением к простоте, отчаянной выразительностью и тщательностью немногих мазков, долженствующих выразить многое.
Ни грана поверхностного, ни капли пафосной красивости, ни намёка на стремление понравиться. Так, непосвящённый человек просто не обратит внимания на японскую керамику. Она не раскрывает свои прелести каждому. В японской ментальности бытует трепетное и особо уважительное восприятие керамики, её не только художественной, но и духовной ценности.
В XVII ст. японцы освоили новые виды искусства - фаянс и фарфор. Как первые шаги в освоении техники производства фарфора, так и формирование собственных традиций его изготовления целиком помещаются в период позднего японского средневековья Эдо (1603–1868).

6. Эпоха фарфора

Императорскую столицу Киото по праву зовут цитаделью японской керамики. Она длительное время отвергала новые веяния. Так, тядзины, японские мастера чайной церемонии, рассматривали фарфор как дело для экспорта, пышно-декоративное явление, чуждое японскому духу. В конце XVIII ст. эстетические составляющие фарфора были пересмотрены. Япония переживает бум фарфоровых изделий. Новые печи появляются по всей стране.
Формулу фарфора японцы добыли в начале XVI ст. Центром производства фарфора стал город Арита, возле которого обнаружили залежи каолина. Этот центр славился белым фарфором с синей росписью под глазурью.
Сине-белый фарфор «арита» с подглазурной кобальтовой росписью (цветочки и фигуры на сложном фоновом узоре) и неглазурованным неровным розоватым краем, изготавливаемый в одноименном селении на Консю, стал наиболее популярным стилем этого района. Он гораздо прочнее посуды из Китая, но его легче оцарапать. Характерным признаком «арита» является уплощенное дно с кусочками гравия.

Высоко ценили эмалированный фарфор «какиэмон». Это были небольшие молочно-белые блюдца, вазочки и мисочки с нежными ассиметричными эмалевыми узорами алого, мандаринового, тыквенного, небесного и лилового оттенков.
Широкое признание приобрел фарфор «имари». Порт Имари близ Арита был центром экспорта фарфора. «Имари» расписывали иссиня-черной подглазурной краской, сочетающейся с рыжевато-красным, желтым, зелёным, сиреневым, бирюзовым цветами и позолотой. Все, кроме багряной, эмали можно прощупать пальцами. Крупные декоративные изделия, а также столовую посуду декорировали по образцу узоров на тканях.
Посуда в стиле «кинкозан» - щедро покрытые легко откалывающейся или стирающейся позолотой изделия для благовоний, вазы, панно - представляет из себя как изделия из дешевого теста грубой раскраски, так и искусно выполненную и декорированную изображениями военных, бытовыми сценками.
Тонкий, подобно скорлупе, производимый с 1880-х неглазурованный фарфор «кутании» был очень востребован в Европе и США. Мотивами росписи были цветочки и деревца, птички и гейши, а цвета – кровавый, золотой, серый, черный.
Семья Набесима контролировал район Арита и, таким образом, с 1650 по 1870 изготовляемый там фарфор предназначался только для членов клана. Изделия «набесима» довольно редко встречаются и очень высоко ценятся. Они декорированы стилизованными цветочками и листочками, фарфор безупречен, серо-белый, покрыт глазурью в серых и голубых тонах.
Сатсума, центр производства фарфора, известен изделиями самого разного качества – от высшего до посредственного. На кремового цвета «сатсума» наносили сначала глазурь «кракле», потом эмаль, а сверху позолоту. Персонажи жанровых сценок – военные, гейши и святые на фоне пейзажей с цветочками и животными.
Изящные «харидо» - покрытые голубой глазурью фарфоровые белые рыбки, утки, звери, драконы, святые и играющие дети с элементами пейзажа с соснами, подчёркнутыми рыжей эмалью.
Со второй половины XIX ст. производство фарфорово-керамических изделий стало доминирующей отраслью промышленности Японии и сохранило свои характерные черты и художественные стандарты до наших дней. Каждый приличный современный ресторан в Японии предлагает клиенту не только изысканные блюда, но и большую выставку керамики.
Японская керамика и фарфор удивляет разнообразием стилей и форм, широтой диапазона декора и орнаментации. В целом они создают уникальную и самобытную картину, отражающую как веяние классических образцов Китая и талант мастеров Кореи, так и специфическую образную систему национальной эстетики Японии.

Возврат к списку