Каталог

Искусство Гандхарвов

Искусство Гандхарвов
«О разум! Знание науки и искусства музыки дарует человеку блаженство единения с Высшим существом. Музыка, сопровождаемая прекрасными океаноподобными повествованиями Владыки, которые есть сущность любви и всех других чувств, дарует человеку единение с Владыкой» (Из песен Тьягарайи)

Музыка, религия, мифология на протяжении всей индийской истории связаны неразрывно. О божественном происхождении и значении музыки говорится в Ведах. Одна из вед — Самаведа была ведой песнопений, прославляющих божественный напиток сому. Пураны говорят о достижении единения человеческого духа с богами, которое происходит именно через музыку. В Сканда — Пуране говорится о том, что знание музыки есть средство достичь единения с Шивой, так как музыка создаёт состояние поглощённости, очень важное, необходимое условие для слияния с Шивой.

То же самое говорится и в Виджнянабхайрава тантре. «Для йогина, чей дух достигает состояния единства в постоянном блаженстве, вызываемом наслаждением музыкой, происходит погружение и закрепление ума в этом блаженстве. Там, где есть непрерывный и длительный поток звуков струнных инструментов, человек освобождается от других объектов познания и сливается с этой совершенной и истинной формой Высшего неба».



Божественные звуки музыки способны даровать людям любовь, преданность, привязанность и верность, милость Владыки, чистую жизнь, сосредоточенность ума и даже славу и богатство.

Однако, не любая музыка считается священной. В пуранах осуждается, например, мирское пение. Исполнители публичных выступлений зачастую были выходцами из касты девадаси, и их занятия музыкой считалось непристойным. Девадаси так же назывались танцовщицы при храме, «божьи рабыни» или «жёны богов», за деньги дарившие свою любовь во имя прославления бога.

Считается, что музыка создана богами. Когда-то очень давно, во времена творений,  Брахма пел свою божественную песнь, и вдруг из его тела появились прекрасные обликом и вечно юные, «блеском подобные солнцу» гении небесных просторов Гандхарвы. Им были ведомы тайны звёзд и тайны звуков. Гандхарвы стали небесными певцами и музыкантами в царстве богов. Своим неповторимым песнопением они услаждали слух небожителей. Их голоса были столь сильны и восхитительны, что иногда даже спускались с небес и были слышны на земле, где обитали люди, блуждавшие во мраке невежества и не ведавшие собственного блага. Иногда в ясную погоду взорам смертных представал их чудесный город Гандхарванагара с высокими дворцами и башнями, и горе грозило увидевшему его.

Эти небесные гении были  особенно опасны для смертных женщин. Они преследовали их и соблазняли своей искусной игрой и чарующим обликом.

Существует и другая легенда их происхождения. В некоторых сказаниях говорится о том, что гандхарвы были сыновьями Кашьяпы, внука Брахмы, и Муни, дочери Дакши. Гандхарвы жили в поднебесье и были владельцами и хранителями сомы, божественного опьяняющего напитка бессмертия, который использовался во многих культовых обрядах. Её пили жрецы во время ритуальных жертвоприношений, возливали в жертвенный огонь, приносили в жертву богам. Но однажды Сарасвати, богиня мудрости, своим красноречием смогла очаровать гандхарвов и выманить у них сому. Она отнесла напиток бессмертия богам и гандхарвы после этого стали певцами и музыкантами в царстве небесных владык.

Гандхарвы, однако, не всегда являются прекрасными музыкантами. В некоторых изображениях они представлены как лучники и бесстрашные воины. Когда — то гандхавы во главе со своим царём Вишвавасу напал на подземное царство людей — змей нагов. Небесные певцы победили и отняли у подземных обитателей все их драгоценности и сокровища. Но наги нашли заступничество у богов. Тысячеглавый вселенский змей Шеша, носивший ещё много других имён, одно из которых было «Бесконечный», был братом царя нагов Васуки и другом и спутником бога Вишну. Он служил ему опорой и ложем, когда великий бог отдыхал. Вишну помог родственникам Шеши, народу нагов. Он спустился в подземный мир и изгнал оттуда гандхарвов. Вишну заставил их вернуть награбленное, а самим вернуться на небо, к своему основному занятию.



Гандхарвы могли менять свой облик и часто являлись на землю в человеческом образе царей, мудрецов или музыкантов. По легенде гандхарвой был и риши Нарада, создавший несколько гимнов Ригведы и текстов Бхагавата — пураны. Нарада предрёк рождение Кришны и первым научил людей астрономии и математике. Иногда гандхарвы являлись в образе сказочных животных  полу-лошадей, полу-птиц и возили колесницу Куберы. Этот бог с уродливым телом был богом богатства, покровителем природных духов и братом злодея Раваны.

Гандхарвы считались так же мужьями и возлюбленными апсар, прекрасных небесных танцовщиц. Вместе с богом огня Агни  и богом луны Сомой, покровителями свадебных обрядов, они  незримо присутствуют на каждой человеческой свадьбе, чаще как тайные соперники жениха. Гандхарвы дали название и особому виду брака. Это союз двух влюблённых сердец, соёдинённый по любви, а не по желанию родителей. Это название такому полюбовному союзу дал прародитель всех людей Ману, указав его достойным кшатрия.  

Пение и музыка гандхарв столь великолепна, так глубоко наполняет она в сердца людей священным трепетом, что люди назвали их именем самые лучшие и чистые звуки. Причём просто извлечение звука из инструмента не является священным. Звуки гандхарв должны сплетаться в стройные переливы, быть глубоко гармоничны, поглощать человека, соединяя его с Богом!  Существовало даже особая музыкальная теория, которая получила название «Гандхарва-веда». Музыка гандхарвы творится на уровне мироздания. Это не просто стройный и хорошо прослеживаемый мелодический рисунок. Здесь каждый звук имеет свою частоту и вибрацию, словно повторяя процесс божественного творения.

Возврат к списку