Каталог

Маки-э – золотое чудо Японии

Маки-э – золотое чудо Японии

Еще за два века до того, как в Японии пал “железный занавес” (в 1868 г.) и страна была открыта для культурных и экономических связей с остальным миром, ее культура завоевала огромную популярность в Европе – в большей степения благодаря, пожалуй, самому изящному и удивительному прикладному искусству, искусству золотой лакировки маки-э. Предметы, созданные в этой технике, считались настоящими сокровищами изысканной красоты. При этом они были чрезвычайной редкостью, а потому были доступны лишь избранным.

Португальские, испанские, датские и английские международные торговые корпорации щедро снабжали Европу экзотическими товарами из морских портов по всей Азии. Закрытым и таинственным оставалось только островное государство Япония. “Открыли” Страну Восходящего солнца три португальских браконьера в 1542 году, вслед за ними в 1549 году прибыли испанские миссионеры, которым удалось обратить в христианскую веру несколько тысяч японцев. И только в 1609 году благодаря усилиям датского посланника Джеймса Спекса были открыты торговые отношения между Японией и европейскими компаниями. Правда, продолжались они весьма недолго – уже в 1624 году третий сёгун Токугава – Иэмицу – закрыл “окно в Европу”, после чего торговля шла только с Данией через несколько южных портов.

На немногочисленных суднах вывозили, само собой, только самый дорогой товар – золото, медь, фарфор, предметы роскоши. На юге Японии практически не работали с лаком, поэтому такие изделия попадались торговцам редко и были не самого высокого качества, но, тем не менее, их встречали в Европе с неизменным восторгом. А трудности, связанные с их приобретением, только усиливали вызванный японским лаком в Европе ажиотаж. И в XVIII веке несколько весьма именитых коллекционеров – в том числе, Мадам Помпадур – вложили баснословные деньги в создание “Лакированных кабинетов”, кричаще декорированных в стиле Рококо.

Превосходство японцев в техниках лака над китайцами было признано официально, и, например, в 1699 году заказ на закупку Датской торговой компании совпровождался указанием: “может быть прислана только мебель, покрытая лаком в Японии”. Доходило до того, что из Европы специально отправляли мебель и христианские алтари, чтобы их в Японии покрывали лаком (эти изделия получили в самой Японии название “лак нанбан”, то есть “лак южных варваров”).

Но канал поставки был столь ненадежен, что постепенно японский лак вытеснили более грубые и дешевые китайские изделия, а затем и так называемые “Vernis du Japan” (“Лаки Японии”) производства Англии и Франции – топорные копии с видоизмененными китайскими мотивами, выполненными в барочной манере. Европа остыла к японским лакам...

Но в 1868 году с началом реставрации Мэйдзи (после почти семи веков власть от военного правительства вернулась к 10.jpgимператору) Япония “открылась”, и тогда в нее смогли приехать европейцы. В тот революционный период японцы совершенно бездумно следовали европейским традициям во всем и, казалось, готовы были полностью уничтожить собственную культуру. Благодаря этому иностранцы получили доступ к лакированным изделиям, созданным так искусно, в такой великолепной манере, которая многократно превосходило все то, что могли видеть в Европе до сих пор. И тогда в Европе возродилась мода на японский лак, продолжавшаяся до конца XIX века.

Техники покрытия лаком, покорившие весь мир, скорее всего, являются собственным изобретением японцев. Или были интегрированы в культуру Японии в незапамятные времена: сохранились упоминания о том, что шестой император Японии Коан, правивший в 4 веке до нашей эры, назначил своего придворного Мицунэ но Сукунэ на должность уруси-бэ но мурадзи, главы гильдии мастеров по лаку. По крайней мере, в Китае техники применения лака известны более трех тысяч лет. Возможно, японцы заимствовали их у своих соедей, в значительной степени их затем видоизменив.

Первоначально лаком покрывали предметы (из кожи, бамбука, керамики, бумаги, металла и дерева, а также плетеные изделия), чтобы сделать из более прочными и долговечными. Со временем лак приобретает и декоративное значение.

За основу для приготовления японского лака берется выпаренный сок уруси – лакового дерева (лат. Rhus verniciflua), которое распространено на всей территории Японии и не требует особых условий и ухода. Лучший сок собирают на севере страны, в областях Киото и Окаяма. Сразу после сбора его очищают, выпаривают и добавляют красители (обычно черный и красный). Получается вязкая субстанция, которую наносят на изделие и затем просушивают во влажной комнате (особенность этого лака в том, что он высыхает только при высокой влажности).

Маки-э (“разбрызганный” или “рассыпанный лак”) - король среди японских лаков.. Термин используется применительно ко всем техникам с золотой или серебряной пудрой, не зависимо от того, создаются ли таким способом лишь элементы орнамента или покрывается вся поверхность изделия. Ничего похожего на такую технику никогда не было ни в Китае, ни в других культурах, что говорит о том, что маки-э - собственное японское изобретение.

При использовании этой техники на непросохшую поверхность лака с помощью кисточки или специальной трубочки наносится золотая или серебряная пудра. Затем мастер занимается своеобразной живописью по лаку. Слоев лака и пудры может быть несколько, за счет этого достигается разная степень глубины и объема рисунка.

Удивительно то, что в такой технике декорируются предметы не только экслюзивные, но и повседневного пользования: ханами-бэнто (наборы для пикника), судзури-бако (шкатульки для письменных принадлежностией), фуми-бако (шкатульки для хранения документов), кого (емкость для хранения специй), бундаи (подставки для письма), инро (маленькие коробочки для мелочей, которые подвешиваются к поясу), подносы, банные принадлежности и аксессуары и многое другое.

Буквально три-четыре десятилетия назад все эти вещи еще были частью повседневной жизни японца. И одинаковые по качеству исполнения и ценности лакированные предметы могут и украшать залы музея, и стоять в антикварной лавке, и храниться как семейная реликвия в японской семье.

Изделия маки-э пользуются огромной популярностью у коллекционеров из-за своего изысканного дизайна, компактных размеров и непритязательности к условиям хранения. Достаточно поддерживать нужный уровень влажности (например, поставить в шкаф емкости с водой) и протирать влажной материей.

Возврат к списку