Каталог

Китайская живопись в эпоху раннего средневековья.

Китайская живопись в эпоху раннего средневековья.
Золотой страницей китайского искусства эпохи раннего средневековья можно назвать период существования государств Тан (618 – 907) и Сун (960 – 1279).  В 10 веке при императорском дворе была открыта академия художеств. (Для сравнения, в России Академия художеств появилась лишь в 18 веке). К тому времени в китайской живописи уже существовало деление на жанры. Получить должность чиновника мог только тот, кто хорошо разбирался в искусстве и сдал специальные экзамены на чин. Искусство периодов Тан и Сун  в целом отличалось мощным созидательным пафосом,  а живопись почиталась важнейшим из искусств.  Она была наполнена восторгом перед красотой природы, охватывала многие  явления жизни и приближена к поэзии. Картины просто не мыслились без стихотворных надписей! И сами стихи, как и картины художников, рождали зримые живописные образы.

Живопись использовалась для росписи дворцов и храмов, создания миниатюрных композиций на веерах и сопровождала литературные произведения на свитках. Свитки были своеобразной живописной книгой, и художник зачастую помещал на них множество впечатлений и деталей. Композиция картины свитка была свободной, не имеющей начала и конца. Свитки могли быть разной формы, однако вытянутая форма больше подходила для пейзажа. Она помогала создавать ощущение необъятного пространства, утверждала единство и мощь природы.  При работе над такими свитками от художника требовалось большое умение и мастерство. Иногда свитки были горизонтальной формы.

Живопись периода Тан была нарядной и яркой, полной торжественной праздничности. Это было время единства страны и время подъёма китайской культуры. Сюжетами её были сцены из жизни буддийских богов, знати, показ иноземных посланников, различные события.

Особой популярностью пользовались картины на шёлке, которые создавались придворными художниками.  Их сюжетами часто становились красавицы на прогулке или учёные за беседой.

Иногда это были портреты или композиции на темы буддийских писаний.  Крупнейшими художниками этого периода, писавшими, в частности, и картины на шёлке, были  мастер портрета У Даоцзы, известный художник – анималист Хань Гань, который особенно прославился изображением лошадей и Ян Либэнь, работавший в жанре «жэньу» («люди и предметы», жанр, соответствующий бытовому, согласно современной классификации). К сожалению до нашего времени дошло лишь небольшое количество их картин.

 Среди немногих сохранившихся произведений этих мастеров известен свиток Ян Либэня «Властелины разных династий». Его можно назвать групповым портретом, так как он посвящён тринадцати императорам, правившим в Китае от периода Хань  до периода Тан. Фигуры императоров полны торжественного величия и неподвижности, лица прописаны согласно  средневековым канонам. Помимо императоров на свитке показаны и придворные. Они, напротив, полны движения, живые и даже иногда лукавые.
  
Столетием позже Ян Либэня жил другой художник, Чжоу Фан. Свои сюжеты он брал не из легенд и исторических хроник, а из современной ему жизни. Он писал портреты знатных женщин, стремясь более к достижению сходства а не к следованию канонам. Его портреты были полнокровны, а изображения одежды, причёсок, обстановки  содержали множество деталей. Известен его свиток «Ян Гуйфэй после купания», где знаменитая красавица изображена в одном из павильонов дворца в окружении слуг.

Но особенно поэтичны были пейзажи.  Три крупнейших пейзажиста Ли Сысюнь, Ли Чжаодао и Ван Вэй создали целую галерею прекраснейших пейзажей танской эпохи.  Все они были вельможами при дворе.  Ван Вэй был ещё и поэтом. Он отказался от блистательной карьеры вельможи, богатой и размеренной жизни при дворе и уединился на лоне природы, чтобы писать картины и предаваться размышлениям.

Картины этих мастеров полны глубокого и вдохновенного наблюдения природы, увенчанного собственным настроением и восприятием художников. Пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжаодао насыщенны по цвету, часто включали в себя изображениям дворцов и людей. В них природа – место для прогулок, приятный и радостный мир.

Пейзажи Ван Вэя мягче и воздушнее. Возможно, это объясняется тем, что он жил одним столетием позже. Это созерцатель и поэт,  который отказался от многоцветной палитры, а писал только чёрной тушью с размывами, создавая тональное единство и впечатление целостности мира.  В его замечательной картине «Просвет после снегопада»  создан неведомый ранее, таинственный и поэтичный образ природы с заснеженными далями, застывшей туманной гладью воды, чёрными деревьями и даже осязаемым ощущением тишины. Стихи Ван Вэя были проникнуты тем же созерцательным настроением, что и картины.
   
Передача единства и гармонии природы стало основной темой пейзажной живописи следующего периода Сун. Художники ощущали величие и необозримость мира природы, гармонию Вселенной. Сунские живописцы с огромной выразительной силой показывали  грозные обвалы и тихие цветущие долины, прозрачные горные озёра, затерявшиеся среди вершин.

Крупнейшим мастером этого периода был художник Го Си. Известна его картина «Ранняя весна», проникнутая острым чувством красоты пробуждающейся от зимней спячки природы. Ритмы картины напряжены и лишены спокойствия.

Го Си, как и Ван Вэй, свои наблюдения за природой излагал не только в живописи, но и в поэзии.  Помимо всего, его можно назвать теоретиком пейзажной живописи.  Свои наблюдения за природой и опыт написания пейзажных картин он изложил в своём трактате.
Например, он писал:  «Смотришь ли ты на гору вблизи, или на ли (мера длинны) дальше, и с ещё более далёкого расстояния, это всё та же самая гора. Но чем дальше от неё удаляешься, тем больше изменяется она для глаза».

 Художник наблюдал не только то, как изменяются горы и реки, деревья и камни, но даже изучал воздух, дождь  и туман. «Туман, лежащий над пейзажами, различен в разные времена года. Весенний туман светел, как улыбка, летний – голубой, как капля воды, осенний – чист, как только что нарядившаяся женщина, зимний туман слаб, как сон».

В период Сун популярным становится жанр «цветы-птицы». В это время он достигает своего высшего расцвета.  Этот жанр, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, так же содержал в себе глубокое наблюдение природы и возвышенные чувства.   Каждая подобная картина наделялась поэтическим названием, и, как и пейзажи, зачастую сопровождалась произведениями поэтов.

Тяжёлые потрясения, поразившие страну в начале 13 века, отразились и на живописи и  более поздние произведения периода Сун были грустны и тревожны. На смену величавым монументальным ландшафтам пришли картины, воспевавшие мягкую и тихую природу.   Наиболее известными живописцами этого времени были Ли Тан, Ма Юань  и Ся Гуй. Они не изображали ни огромных скал, ни бурных потоков. Их сюжеты были немногословны, и отводили более важное,  чем прежде место человеку.

Возврат к списку