Каталог

Китайская живопись позднего средневековья

Китайская живопись позднего средневековья
В конце 13 века в Китае воцарилась династия Юань.  Огромная территория и самобытная культура оказались подчинёнными чужой власти. Живопись наполнилась настроениями тоски и уныния. Многие замечательные художники покинули столицу и двор и разбрелись по стране, большей частью скрываясь в южных провинциях. Усилилась тяга к старине, к счастливому и светлому времени, когда живописцы и поэты могли любоваться красотой мира, ещё не запятнанного кровью погибших соотечественников. Некоторые картины стали обретать иносказательный смысл. Пряча истинные мысли за образами природы, художники разговаривали со зрителем особым языком, непонятным для чужаков. Всё чаще и больше стали использоваться каллиграфические надписи. Часто это были особые символы, понятные только посвящённым. Пейзаж стал излюбленным жанром, способом выразить настроение и переживания. Среди растений всё чаще изображался бамбук, который гнётся под порывом ветра, но не ломается.

Самым лиричным и тонким живописцем этого периода был Ни Цзань. Он провёл свою жизнь в провинции, вдали от суетной столицы и был не только художником, но ещё и каллиграфом и поэтом. Он создавал простые и немногословные, мягкие пейзажи чёрной тушью, прекрасно владел линией, а штрих его всегда был чётким и выразительным, и, как и вся живопись этого периода, его картины были полны печали.

В период династии Мин в душах людей зародилась надежда. Завоеватели были изгнаны и народ, а вместе с ним и художники, воспряли духом. Радость, однако, была не долгой. В 1644 году страну захватили маньчжуры (их правление продлилось до начала прошлого века). Живопись с этого времени изменилась и стала  сложной и противоречивой, как и сама жизнь.  Власти стремились привлечь на свою сторону художников.  С этой целью вновь была открыта Академия художеств при императорском дворе.  Создавались каноны, и академия стремилась увести художников от нерадостной реальности к старым традициям.



Ещё до прихода к власти Маньчжурской династии в Китае в эпоху Мин  стали складываться различные художественные школы. В 16 веке одну из таких школ представлял художник Сюй Вэй. Он нарушил созерцательную гармонию старой живописи и писал свои картины резкими, грубыми линиями, богато насыщая влагой широкую кисть, которая, не зная преград, свободно и вольно гуляла по бумаге, то создавая иллюзию спутанных листьев и стеблей, то живо изображая упругие и гладкие  стебли тростника. В случайных формах он мог видеть скрытые закономерности природы.

«Блаженный гордый отшельник», художник  Чжу Да, после  завоевания страны маньчжурами ушёл в монахи.  Он писал смелые и дерзновенные листы, слишком откровенно через лики природы, изображая судьбы его современников.  Нахохлившийся птенец, сломанная ветка лотоса, каждый его сюжет имел  скрытое значение.

В этот период жанр «Цветы-птицы» становится более популярным. Примерно в то же время, когда писал свои листы Чжу Да жил другой выдающийся живописец,  работавший именно в этом  жанре, Юнь Шоупин.  Его манеру письма принято называть «бесконтурной». Тщательно, как учёный, изучая каждое растение, он стремился подметить что – то замечательное, особенно характерное, как, например, пышность пиона, нежность трепещущих лепестков, сделать красоту природы и каждого растения осязаемой.

Бытовая живопись, которой в раннем средневековье не уделялось особого внимания,  так же начинает занимать достойное место. Крупнейшими бытописцами 16 века были Тан Инь и Чоу Ин.

Бытовой  живописи был близок портрет.  Особенно популярными были посмертные портреты знати. В Китае особенно почитался культ предков.  В связи с ним была разработана целая теория написания посмертных портретов. Характер портрета зависел от судьбы человека и расположения планет, под которым он родился. Большое значение  имела и теория чистых цветов. В эту систему входили как чистые цвета (согласно современной классификации, то есть красный, синий и жёлтый), так и промежуточные – производные. Символика пяти цветов была связана с  пятью стихиями, пятью временами года и пятью сторонами света. Цвет (особенно в одежде) зависел и от социального положения человека. Красный цвет соответствовал Лету, югу и стихии огня, белый – осени, западу и стихии металла. Это цвет созревшего риса, который обозначал так же траур и отсутствие всякого цвета. Чёрный цвет соответствовал зиме, северу и стихие воды, зелёный – весне, востоку и стихие дерева, а жёлтый – концу лета, центру земли и стихие земли.  Центр земли считался отдельной стороной света и находился всегда там, где находился император.

Посмертный портрет эпохи позднего средневековья имел отпечатки конфуцианского влияния. Фигуры были всегда строго фронтальны, полны достоинства, в них чувствовалось «прикосновение вечности». Замкнутые лица были неподвижны, лишены житейской     суетности, взгляд был суров и устремлён вдаль.

Живопись Китая эпохи позднего средневековья была разнообразна и, даже в самые тяжкие периоды для жизни страны, не утратила своей жизнеспособности. Однако, она уже не имела такого значения как в периоды правления династий Тан и Сун.

Возврат к списку