Каталог

Ступа Швезигон

Ступа Швезигон

Ступа Швезигон – центр большого комплекса, расположенного в деревне Ньян У на севере Баганской археологической зоны.

Название ступы составное: «Шве» – золотая, а «Зигон» – песчаная отмель (sandbank), на которой она возведена (см. ниже).

Заложенная в 1076 году королем Аноратой и законченная королем Чанзитой в 1086 году, Швезигон была построена на несколько столетий раньше знаменитого Шведагона и считается прототипом по форме, композиции окружения и художественному оформлению для всех последующих бирманских гигантских золотых ступ.

Размеры ступы составляют около 50 м в высоту и столько же по стороне квадрата основания.

Колоколообразное тело ступа – анда – находится на  восьмиугольной основе, расположенной на ступенчатой платформе из трех квадратных террас, в стенах которых находятся ниши с глазурованными плитками со сценами из джатак. По углам верхней террасы установлены уменьшенные копии главной ступы

Четыре осевые лестницы с арочными проемами, ориентированные по сторонам света, поднимаются на террасы. Перед каждой из них установлены небольшие святилища, в которых находятся позолоченные статуи Будд прошлых и настоящего периодов: Какусанда (Kakusandha), Конагамана (Konаgamana), Кашапа (Kassapa) и Гаутама.

Статуи датируются 12 веком и являются одними из древнейших в Багане. Интересно, что сами статуи внешне выглядят как цельнолитые, хотя на самом деле они всего лишь покрыты тонким бронзовым листом, причем только передняя половина. При этом придание окончательного вида статуе производилось чеканкой прямо по месту.

Территория комплекса огорожена квадратной стеной. В каждой стороне ограждения  длиной около 230 м имеются ворота.

Swez-Territory.jpg

Северные ворота выходят в сторону берега Ирравади, а к южным и восточным воротам ведут длинные крытые галереи с торговыми лавками.

На значительном удалении от  западных ворот установлены два каменных чинтэ (льва-охранителя), которых ученые считают старейшими чинтэ в Бирме. Другие скульптуры гигантских чинтэ установлены у всех входов на территорию  комплекса, но они не каменные, а изготовлены методом кирпичной кладки, оштукатуривания и резьбы по штукатурке.

На территории комплекса находится большое количество святилищ, памятников и ступ, относящихся к разным историческим периодам и разным стилям.

Из наиболее древних можно отметить святилище с отпечатком стопы Будды, святилища натов (см. ниже), а так же находящиеся в восточной части комплекса справа и слева от восточных ворот две колонны с записью истории строительства ступы на монском языке, установленные королем Чазитой (Kyanzittha), который взошел на престол через 7 лет после смерти Анораты и закончил его дело.

Интересно то, что на этих колоннах не упоминается имя короля Анораты. Все, что приписывается ему в обретении священных реликвий и деле строительства ступы, взято только из бирманских королевских хроник. Хотя его сподвижник, духовный наставник и инициатор буддизации Багана монский монах Шин Арахан в это время еще был жив и здорови исполнял те же функции при Чанзите (статуи Шин Арахана и короля Чанзиты установлены в храме Ананды).

Вероятно это связано с тем, что у Чанзиты в его бытность командующего армией Анораты, сложились с королем очень непростые отношения, закончившиеся изгнанием Чанзиты. Причиной этого стало то, что Чанзита «возлег» с дочерью короля Баго, подаренной ее отцом Анорате вместе со священными реликвиями в благодарность за отражение нападения на Баго камбоджийцев (см. Швезандо.

По преданию в  реликварии Швезигона хранятся ключица, налобная повязка (в первоисточнике – frontlet, переводят так же как лобная кость или заменяют на forehead, но по-моему по этому вопросу нет единого мнения) и  чудотворная реплика зуба Будды, а так же образ изумрудного Будды из Китая и другие реликвии.

Swez-Tow-objects.jpg

История основания и строительства Швезигона королем Аноратой является одним из важнейших частей предания, о том, как создавалась бирманская государственная религиозная система, существующая практически в неизменной форме до наших дней.

Анорате удалось объединить новую для государства религию – канонический тхеравадинский буддизм, в котором отсутствовуют простые,  понятные и необходимые в повседневной жизни народа боги-покровители, с устоявшимися местными верованиями и системой обожествления царской власти.

При этом он проявил яростную непримиримость к пришлым религиям, имевшим большое влияние на территории Багана до начала его правления (события, описанные в хрониках под названием «борьба с монахами «Ари»), которая была последовательно доведена до конца последующими правителями Багана.

Swez-We.jpg

Властителем Багана  был утвержден официальный пантеон из 37-ми Великих Натов («Nat» (бирм.), происходит от палийского «Natha» – защитник, охранитель).

36 натов, вошедших в пантеон – это духи бирманских великомучеников: людей (исторических или легендарных) умерших трагической или героической смертью и обретших статус божеств-покровителей всебирманского масштаба.

Самыми почитаемыми в этом пантеоне во все времена были и остаются наты Мин Махагири (Min Mahagiri) – (№2) и его сестра Намадоджи (Hnamadawgyi) – Goldenface Lady Nat (№3), обитающие по преданиям на горе Попа не далеко от Багана.

При всем этом поклонение в повседневной жизни местным божествам и духам (так же именуемым натами)  не одобрялось, но и не преследовалось.

Возглавил же пантеон 37-ой Великий Нат – Король Натов Таджья Мин.

Таджья Мин (Thagya Min) – это бирманское имя Шакры (санскр.- Sakra, пали – Sakka, совпадает с эпитетом индуистского Индры – «могучий») – правителя мира тридцати трех богов, находящегося по буддистской космологии на горе Сумеру, собеседника Будды и божественного защитника буддизма, который согласно легенде помогал Анорате во всех его начинаниях и устремлениях по установлению истиной буддисткой веры и укреплял его дух в минуты сомнений.

При Анорате на территории комплекса Швезигон было построено и существует до нашего времени святилище 37-ми Натов, так что верующие могут в одном месте отдать дань уважения и Будде и Натам. В дальнейшем практика такого симбиоза распространилась на все религиозные сооружения Бирмы.

Святилище 37 Великих Натов – это павильон расположенный в юго-восточной части комплекса (низкое желтое строение).

Кроме прочего, в нем находится каменная статуя Таджья Мина – самое старое из известных изображение Короля Натов.

На территории комплекса находится еще несколько сооружений и скульптур, посвященных натам.


http://webshus.ru

Возврат к списку