Каталог

Храм, ступа и монастырь

Храм, ступа и монастырь

Основными религиозными сооружениями Бирмы являют храм, ступа и монастырь.

Эволюция храм, ведущего свое происхождение от древнего алтаря, в Южной и Юго-Восточной Азии происходило иначе, чем в странах с холодным климатом. Здесь не требовалось создавать больших сооружений с закрытым объемом для проведения религиозных церемоний – все культовые мероприятия можно было проводить на открытом воздухе или под навесами.

В Бирме храм так и остался только святилищем – обителью богов  и местом индивидуального поклонения им.

Массовые религиозные церемонии проводятся вне храма – на внешней территории или в монастырях.

Все эти особенности не могли не сказаться на архитектуре и декоре бирманских храмов.

Массивные сооружения, имеющие стесненное внутреннее пространство, богато декорированные снаружи и очень аскетичные внутри, довольно сильно отличаются от того, что мы привыкли называть «храмом» в европейском понимании.

У бирманских храмов нет постоянного клира, за ними следят попечительские советы из верующих. В храмах не проводят регулярных служб и привычных нам религиозных обрядов. Многие небольшие храмы находятся вне территорий монастырей и населенных пунктов и почти всегда безлюдны (по типу часовен).

Строго говоря, термин «храм» употребляется не более чем в соответствии с традицией называть так крупные культовые сооружения с внутренним объемом (хотя в Бирме основная масса храмов имеет небольшие размеры) или по причине отсутствия слова-заменителя. Поэтому далее по тексту под словом «храм» будет подразумеваться специфическое бирманское святилище, как правило посвященное одновременно и  Будде, и местным божествам натам.

Со ступой несколько проще. При всей грандиозности, великолепии и выработанной за века сложной архитектурной композиции этих сооружений, ступа  на самом деле является всего лишь эволюцией могильного кургана и, как и ее предок, имеет монолитное тело, в основании которого замурована реликварная камера, правда содержащая уже не погребенное тело, а священные артефакты.

В самом простом виде большая ступа – это или облицованный кирпичем грунтовый холм, или кирпичное сооружение, имеющие в основании небольшую камеру из каменных плит, в которой находятся священные реликвии.

Небольшие же ступы обычно располагаются на различных уровнях крупных религиозных сооружений (крышах храмов, платформах ступ и пр.).

Монастыри в Бирме как и во всем мире служили и служат обителью монахов.

Пожалуй одной из специфических особенностей буддистских монастырей является наличие в них специального зала посвящений, играющего очень важную роль в жизни буддистской общины (сангхи).

Это связано с тем, что практически все мужское и некоторая часть женского населения Бирмы проходит обряд инициации в сангху в виде пострижения в монахи-послушники, оставаясь затем в монастыре на несколько недель или месяцев и периодически возвращаясь туда на короткий срок в течении всей жизни.

Монастыри, за некоторым исключением, имеют традиционный состав и компоновку. Как правило на огороженной территории находятся одно или несколько святилищ и ступ, библиотека, зал посвящений, зал собраний, колокол, жилища монахов и пр.

В баганский период существовали сооружения, когда в одном здании на разных уровнях размещались монастырь, библиотека, святилище и ступа (см. «Храм Татбинью в ч. II»).

Что такое «пагода»

Термин «пагода», применяемый в отношении религиозных объектов Азии,  пришел из англоязычной литературы колониального периода.

По причине слабого знания истории и архитектуры азиатских стран первое время европейцы применяли это единое название к башнеобразным, но непонятным для них по назначению культовым объектам различных стран и народов региона.

Впервые это слово появилось в английских источниках по Южной и Юго-Восточной Азии в 17 веке, а затем распространилось и в другие языки.

Существует несколько версий происхождения слова «пагода»:

  • от  сингалезского «dagoba», что означает «ступа»;
  • от заимствованного у португальцев искаженного санскритского «bhagavat» – «священный, несущий славу»;
  • от персидского «butkada»: «but» – идол, «kada» –храм

В художественной, туристической и научной литературе (особенно прошлых периодов)   термин «пагода» широко распространен и до сих пор, как обобщающее название азиатских ступ, храмов, террасированных крыш и пр. культовых сооружений, но в современной научной литературе он в уже начинает заменяться более предметными терминами.

Сейчас «пагодой» чаще называют многоярусные храмы и подобные им сооружения в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Непале и пр. странах распространения буддизма традиции махаяны и ваджраяны.

Следует заметить, что в языках самих стран, где находятся т.н. «пагоды», такого слова нет. В каждой из них  имеется собственное самоназвание конкретного типа религиозного сооружения.

Во англоязычной литературе прошлых периодов термин «пагода» употреблялся повсеместно, в том числе и бирманскими учеными, переводившими старинные бирманские тексты на английский язык.

Поэтому в бирманских англоязычных источниках, в том числе и на бирманских сайтах, традиционно употребляется слово  «pagoda», как обобщающий термин (но все же чаще в отношении ступ) наравне со словами «stupa» и «temple».

Наиболее распространенные строения и сооружения

2-Stupa-area-400x300.jpgСвященные сооружения Бирмы, являющиеся объектом поклонения верующих, делятся на два типа: zedi (зеди) - ступа и pahto (пато) – священное сооружение с внутренними объемом, храм.

Эти термины определяют только тип сооружения и в названии конкретного культового объекта очень часто отсутствуют (в Багане слово «pahto»  встречается в названиях всего один раз, а слово «zedi» очень часто отсутствует в названиях ступ) .

Вместе с тем в названиях очень часто встречается пэйя, пайя (hpaya, paya). На бирманском оно означает «святой, священный» и может употребляться вместе с названиями не только религиозных сооружений, но и с именами богов, людей, священных мест и пр.

Еще одно часто встречающееся слово (вернее часть составного слова) - shwe, что  означает «золотой».

Так же в названиях нередки слов джи (gyi) - «великий, большой» и гу (gu или ku, происходит от палийского «guha» (пещера) – храм традиционной компоновки, заимствованной у монов, в виде высокого куба с маленькими окнами, входами и внутренними коридорами на уровне земли, увенчанный башней-шикхарой).

Например, полное название самого знаменитого храма Багана Ананды звучит как «Ananda-gu-hpaya-gyi» (хотя на вывеске написано просто «Ananda Paya»), заменитая ступа Швезигон называется просто «Shwezigon» или иногда «Shwezigon Paya», а последняя из гигантских ступ Багана Мингалазеди – «Mingala-zedi».

Ступы венчаются зонтом ти (hti), который появился в архитектурной практике уже в послебаганский период в 14 веке (это установлено по маленьким вотивным моделям ступ, найденных в реликвариях баганского периода).

Кроме этих сооружений одним из самых распространенных строений на территории бирманских храмов и ступ является тэзаун (tazaung) – здание, сооружаемое над священным объектом или священным местом (отпечаток стопы Будды, статуя Будды, библиотека, храмовый колокол, входы на территорию храмовых комплексов и т.п.).

Тэзауны чаще всего венчаются пьятой (pyat-that) – многоярусным сооружением, состоящим из нечетного числа уменьшающихся к верху квадратных крыш. Каждая крыша, чаще всего окрашенная в бордовый цвет, богато украшена резьбой и позолотой и имеет небольшой декоративный фронтон спереди.

Количество ярусов – нечетное, максимум девять, чаще – три, пять, семь, по  степени важности и сакральности места. Ярусность, как и везде, связана с представлением о множественности небес и миров, ступенях познания и совершенствования и т.п.

Пьяты сооружаются не только над религиозными объектами, но так же над дворцами, городскими воротами и крепостными башнями.

Одна из самых знаменитых пьят находится в Мандалайском дворце над Большим залом приемов, ее ось проходит через центр Львиного трона.

Монастыри называются в Бирме чаун (кратко – kyaung, полностью – hpongyi-kyaung).

Самым распространенным сооружениям после жилых домов в Бирме является зэят (zayat) – навес в виде крыши на столбах над приподнятым полом, защищающей от дождя и солнца .

Зэяты – это традиционное сооружения, распространенные  по всей Юго-Восточной Азии (сала).

Они  служат местами отдыха, собраний, бесед и т.п., а так же для ночлега путников и паломников, в качестве больниц, школ и пр.  (в этом случае они строятся с боковыми стенами из циновок).

http://webshus.ru

Возврат к списку