Каталог

Храм Натлаун-чаун

Храм Натлаун-чаун

Натлаун-чаун – единственный индуистский храм, сохранившийся в Багане после религиозной реформы Анораты.

AHA

Время его строительства относят к середине 10-го века – примерно за сто лет до ее начала.

Название храма переводится примерно как «Храм заточения богов». Последователи индуизма однако же называют его Натдо-чаун (Nat-daw-kyaung), (приблизительный перевод – «Храм священных божеств»).

История возникновения названия «Натлаун-чаун» относится к временам борьбы первого короля Багана Анораты с буддистскими ересями и другими верованиями при установлении тхеравадинского буддизма в качестве единой государственной религии.

Анората не топил идолов в Днепре (то есть в Ирравади), а приказал изъять все статуи чуждых богов из местных святилищ и поместить их в этот храм (естественно не в сам храм, а на его территорию, т.к. в те времена она была достаточно большой и огорожена сплошной стеной).

Когда горячка с утверждения тхеравадинского буддизма в роли государственной религии спала, то выяснилось, что не обеспечены нужды и чаянья народа в части укоренившихся суеверий и повседневных ритуалов.

И здесь Анората принял решение не просто мудрое, но гениальное.

Как правило, в религиозных системах вера в сверхъестественные существа и события (влияющие на повседневную жизнь человека, его отношения с природой и пр.) и совершение соответствующих ритуалов либо негласно сосуществуют с официальной религией и мягко ею осуждаются (как например в христианстве), либо инкорпорируются в официальную религию (как в индуизме).

Анората же для решения такой непростой задачи пошел своим путем: он официально утвердил перечень и культ 37-ми натов и разместил их святилище прямо на территории комплекса ступы Швезигон (см. «Ступа Швезигон»).

Таким образом в государственной религии официально появились  две составляющие: тхеравадинский буддизм и культ 37-ми натов. В таком виде религиозная система Бирмы существует и до сих пор, практически не изменившись со времен Багана.

В новый пантеон вошли т.н. «Великие наты» – духи, ставшие всебирманскими богами-покровителями стихий, природных явлений, плодородия, событий человеческой жизни и пр. (при чем некоторые из них являются божествами из других религий в бирманском обличии). А во главе пантеона Великих натов был утвержден глава буддистского мира тридцати трех богов Шакра под бирманским именем Таджья Мин.

После начала религиозной реформы храм тем не менее оставался действующим, и брахманы совершали в нем священные ритуалы не только для королевской семьи, но и для обычных индийцев: купцов (их колония была в Багане), артистов и ремесленников.

nat-prison1-320x240.jpg

   nat-prison-shiva-320x240.jpg

Натлаун-чаун расположен у южной городской стены между Археологическим Музеем и храмом Татбинью.

Установлено, что при строительстве храм посвящался Вишну – в нем находится десять ниш, предназначавшихся для каждой из его аватар (кстати Буда Гаутама в индуизме – девятая аватара Вишну). Часть из них уцелела в разной степени сохранности.

В конце 19-го века немецкий инженер украл из Натлаун-чауна главную статую Вишну, которая сейчас находится в коллекции Музея искусства Азии Берлин-Далем.

Храм Натлаун-чаун был завален обломками и довольно долго стоял заброшенным, т.к. не являлся буддистским объектом. Расчистили его сравнительно недавно. При этом обнаружилось, что в храме находится большой барельеф Шивы. Время и причины его появления по-моему неизвестны.

Сейчас Натлаун-чаун  – храм небольшой и даже какой-то уютный. Перед входом в него находится довольно просторная кирпичная платформа – основание ранее существовавшей мандапы (навеса или вестибюля перед входом в индуистский храм для проведения общих церемоний).


http://webshus.ru


Возврат к списку