Каталог

Храм Махабодхи

Храм Махабодхи

Храм Махабодхи построен в период царствования короля Тиломинло (Htilominlo) (1210-1234).

По своему архитектурному стилю он уникален – ничего подобного в Багане больше нет.

Это связано с тем, что храм Махабодхи сооружен по образу и подобию великого храма Махабодхи в Бодх Гая (Индия, Бихар), который является одной из четырех главных святынь буддистов всего мира.

Будда завещал своим последователям посещать следующие места : где он родился (Лумбини, Непал), достиг просветление (Бодх Гая, Бихар, Индия), прочитал первую проповедь (Сарнатх, рядом г. Варанаси, Индия) и ушел из этого мира в паранирвану (Кушинагар, около г. Горакхпур, Индия).

Храм представляет из себя массивный куб, на котором возвышается пирамидальная башня-шикхара, украшенная 450-тью нишами с фигурами Будды.

Подобными нишами со фигурами Будды в три ряда декорировано и основание.

Храм красив и изящен, но как копия чего-либо великого должен быть не очень интересен (в мире существует еще три или четыре храма «в стиле Бодх Гая», но поменьше и попроще).

Но баганскому Махабодхи сопутствует история, в которой до сих пор не расставлены точки в вопросе: чьим творением является его старший брат в Бодх Гае?

Следует сказать, что до середины прошлого века исторические сооружения Бирмы и Багана в частности считались заимствованием и подражанием религиозным сооружениям Индии (в основном на основании их компоновки, некоторого внешнего сходства с индийскими храмами и обычного для европейских колонизаторов убеждения в невозможности существования высокой культуры в тех местах, о которых они не знают – то же было и в Анкгоре).

Огромная работа, проведенная археологами в последующее время, привела к противоположному выводу: сооружения в государствах монов, а особенно пью и мьянма однозначно обладают самобытностью и уникальностью, в том числе и в архитектурных решениях и технике строительства. Можно говорить только о культурном влиянии и соблюдении религиозной традиции при строительстве культовых сооружений (примерно как о Руси и Византии).

В отношении храма Махабодхи в Бодх Гае достоверными к настоящему времени являются следующие факты:

1. Фактического материала по ранней истории храма Махабодхи в Бодх Гае очень мало (если говорить не о легендарных преданиях). Настоящий храм (возможно он построен на месте более древнего сооружения) археологи датируют 5-6 в.в. нашей эры и известно, что он неоднократно перестраивался.

2. Храм построен из крайне редкого в Индии того периода плоского обожженного кирпича (плинфы). Арки и своды выполнены техникой, вообще не применявшейся в Индии в те времена, вместе с тем размеры кирпича и техника кладки полностью идентичны сооружениям государства Пью (предшественника Багана) этого периода.

3. Храм был разрушен в период между 1030-1040 годами в результате нападения либо Газневидов, либо правителя Чеди.

4. В период до 1098 года усилиями баганского короля Чанзиты (построившего храм Ананда) храм Махабодхи был восстановлен (Чанзита посылал в Бодх Гая не только строителей, но и храмовую утварь).

5. Это был период почти полного исчезновения буддизма в Индии и пика могущества буддистского государства в Багане.

5. Чуть более чем через сто лет король Тиломинло построил храм Махабодхи в Багане – по образу и подобию храма в Бодх Гае.

6. В последующие времена храм в Бодх Гае подвергался нападению мусульманских правителей западной Бенгалии, был заброшен, пришел в упадок и почти разрушился.

7. В семидесятых годах 19-го века были проведены археологические раскопки Махабодхи под руководством сэра А. Каннингэма (Sir Alexander Cunningham). Тогда и были официально зафиксированы особенности техники строительства храма, но исторические и археологические познания того периода не позволили сделать никаких выводов.

8. В 1874 году предпоследний король Бирмы Миндон Мин (построивший Мандалай) получил разрешение на восстановление храма Махабодхи в Бодх Гае от британских властей Индии.

9. В течении 1874 -1884 году бирманские строители восстанавливали храм, но работы были прекращены после потери Бирмой независимости. Окончательное восстановление храма и его статуса – это отдельная история и связана она со Шри Ланкой.

Гласное признание ведущей роли бирманцев в строительстве и двух восстановлениях одной из главных святынь буддистского мира вероятно вопрос будущего – слишком много в нем политических и религиозных оттенков.


http://webshus.ru



Возврат к списку